Поcлушав лекции фитоняшек из Интернета, можно cделать вывод, что уcпех в деле «поcтройнения» – реальноcть…
«Химия» в спорте. Что и как? Часть 3 – Гормон роста. Немного истории.
3.
«Химия» в спорте. Что и как? Часть 3 – Гормон роста. Немного истории.
Гормон роста (GH), или соматотропин – феномен, пожалуй, один из самых интересных и противоречивых. Его добывают из трупов, чтобы дать жизнь смертельно больным; десятки тысяч невинных женщин и детей были замучены заживо, чтобы он мог продлить жизнь десятку властных старцев; он под строжайшим запретом в спорте, но его именем называют Олимпиады…
Первая информация об использовании гормона роста (GH) появилась в околонаучных изданиях задолго до того, как им занялась собственно наука. То есть практика применения уже процветала, а ученые вроде бы как бы игнорировали феномен. Интересно и то, что, когда наука все-таки взялась за изучение GH, практиков ждало полное разочарование: и тогда, и до сего дня наука так и не смогла найти серьезных фактов, подтверждающих эффективность использования GH у взрослых здоровых людей. И, тем не менее, применялась и применяется эта штука невероятно широко. Кстати, вроде бы соматотропин и допингом считается, но вот антидопинговые лаборатории все никак не изобретут надежного способа обнаружить врага в организме нарушителя – уже через сутки после инъекции он бесследно испаряется…
Что ж это за феномен-то такой?!
Гормон роста – естественный пептидный гормон, секретируемый передней долей гипофиза. Спектр действия у него довольно-таки широкий: отвечает он и за композицию тела, и за общее здоровье, и за физическое развитие, и за здоровье сердца и сосудов. Не правда ли, звучит заманчиво не только для спортсменов! Именно поэтому Медицинская Комиссия Олимпийского комитета приняла целую программу («GH-2000»), дабы к Олимпийским играм в Сиднее уберечь спортсменов от использования этой столь полезной для здоровья субстанции. Уберегли только к 2004 – к Олимпиаде в Афинах. Да и то – не всех.
А началось всё в конце 19 века, когда яркий и скандально известный нейролог и физиолог Чарльз Эдуард Браун-Сиквард (Charles Edouard Brown-Sequard) вовсю занялся органотерапией. Эндокринология тогда была еще совсем молодой наукой, и потому органотерапия казалась прорывом в науке. Пример своих успехов Браун-Сиквард продемонстрировал на заседании Парижского Общества Биологов в 1891 году, рассказав ошеломленным коллегам о колоссальном улучшении собственного самочувствия после 3 недель введения самому себе «первой крови из тестикулярной вены, вторичного семени, третичного сока из мошонки собаки и свиньи» [1].
Звучит дико для современного человека, но вспомните, всего лишь десяток лет назад россияне, следуя советам доктора из телевизора, массово пили мочу младенцев в надежде получить дозу волшебных целебных гормонов… Кстати, строго говоря, в моче этой действительно содержится остаточное количество определенного противовоспалительного гормона, так что вроде бы смысл и был… Однако, скажу по секрету, огромную дозу этого же волшебного гормона можно получить, попросту выпив стакан водки. Именно на этом феномене основано лечение простуды водкой с перцем. Но я лично, вместо всей этой дури, предпочел бы пойти в аптеку и купить за копейки пачку дексаметазона.
Как бы то ни было, вживление человеку половых желез бабуинов происходило сплошь и рядом вплоть до 30-х годов 20-го века. И руководители государств уделяли этому большое внимание, так как, по понятным причинам, очень хотели омолодиться и вообще жить вечно…. В свое время и Ленин, и Сталин, и Брежнев воспринимали всё это всерьез. Так что органотерапия процветала. К счастью, Ленин не дожил, Сталин не рискнул, а Брежнев слишком увлекся героином, и до бессмертия они не дожили. Честно сказать, если б моей тогдашней зарплаты советского учителя хватило хотя-бы на одну дозу, я бы попробовал – уж очень соблазнительно звучали легенды о чудесных свойствах гормона роста. Увы, мне тогда не пришлось. А потом и незачем стало. Так что личным опытом применения GH я не богат.
Ну а в свое время, в 19 веке, Браун-Сиквард начал серию экспериментов с целью изучения возможностей вживления в человека желез внутренней секреции животных ради возвращения молодости и излечения неизлечимых болезней.
Дурной пример заразителен, и уже в 1894 Оскар Зот (Oskar Zoth) и Фриц Прегл (Fritz Pregl) использовали экстракт тестикул быка для увеличения силы мускулов спортсменов. Под спортсменами они подразумевали самого Оскара Зота – он ввел сам себе жидкий экстракт тестикул быка и измерял свою силу эргографом. Впрочем, впоследствии Оскар официально рекомендовал всем использовать этот чудо-эликсир для повышения результатов в спорте. Собственно, особого прироста силы тогда не обнаружилось, однако любопытство лишь разгорелось, и уже в 1909 Харви Кушинг (Harvey Cushing) удалил человеку гипофиз и установил причину акромегалии. А установив причину, предсказал и лекарство – питуитарные гормоны. Таким образом гормоны роста перекочевали из псевдонаучной органотерапии в нормальную физиологию. В 1945 гормон роста был экстрагирован из гипофиза мертвого человека [2]. Введение его в живого ребенка, больного гипопитуитаризмом и, соответственно, обладавшего маленьким ростом, позволило ребенку чуток подрасти (3].
Экстрагирован, введен, позволило… Звучит красиво. Знаете, об этом не принято говорить, но на самом деле особо активно всеми этими благородными исследованиями занимался всемирно известный доктор Йозеф Менгеле (Josef Mengele). Слышали о нем? Да, это тот самый Ангел Смерти из Освенцима. О его успехах в деле обеспечения населения бессмертием до сих пор ходят легенды. Тридцать пять лет первооткрывателя «эликсира вечной молодости» безуспешно разыскивали все разведки мира. Умер он предположительно в 1979, а его останки были обнаружены лишь в 1992. То есть за ним и за мертвым охотились еще с десяток лет, в надежде предать суду. Так что за красивыми словами о научных успехах по изучению гормона роста стоят десятки тысяч до смерти замученных людей: опыты над заключёнными, включая анатомирование живых младенцев; кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков; убийство женщин ударами тока высокого напряжения с целью тестирования их выносливости [7-]. Однажды Менгеле стерилизовал группу польских монахинь при помощи рентгеновского излучения – просто из научного любопытства. Из трех тысяч близнецов, использованных Доктором Смерть, выжили только три сотни – им заживо ампутировали органы, пытались сшить их вместе, их пытали на глазах друг у друга, стараясь извлечь «гормон страха». Надеюсь, вы не удивитесь, узнав, что и в Советском Союзе кое-кто трудился, не покладая скальпелей, в попытках найти эликсир бессмертия.
В общем, гормон роста достался человечеству дорогой ценой.
Справедливости ради, следует сказать, что сегодня только соматотропин и спасает жизни детей, больных жуткой формой «самопоедания» (когда организм питается собственными мышцами и тканями, доводя ребенка до полного истощения и смерти). По данным ООН таких детей в мире более 50 миллионов только в возрасте до 5 лет – а дольше они без инъекций соматотропина не живут.
Как бы то ни было, в 1962 году положительный эффект гормона роста впервые удалось показать на взрослой женщине, страдавшей гипофункцией гипофиза [4]. В 1985 обнаружилось, что эликсира бессмертия из трупов не получится – введение натурального гормона роста вызывает смертельное заболевание (болезнь Кре́йтцфельдта-Я́коба, она же трансмиссивная спонгиоформная энцефалопатия, она же коровье бешенство). До начала употребления спортсменами человеческого соматотропина эта болезнь в основном обнаруживалась у аборигенов Новой Гвинеи в связи с тем, что они никак не хотели отказаться от каннибализма – их женщины поедали мозг соперниц. Болезнь проявлялась у аборигенов уже в старости, а вот новая, современная форма коровьего бешенства, поражает уже 30-ти летних людей. Производство без лицензии и продажу соматотропина без рецепта в цивилизованных странах запретили в 1985 [5]. Впрочем, было уже поздно – в спорте гормон роста, добытый из трупов, официально используется как минимум с 1982 [6]. Олимпийский комитет официально запретил его и весь класс пептидных гормонов в 1989, однако обнаруживать его в крови спортсменов научились только в 2004 [10]. Кстати, Олимпиада 1996 года практически полуофициально получила название «Соматотропная Олимпиада» [11,12].
Ярым пропагандистом использования гормона роста в спорте был Даниэл Дюшэ (Daniel Duchaine). Он испытывал стероиды на себе и на своих подопечных атлетах. Его рекомендации – по сей день высоко ценятся в спортивном мире. В 1982 он даже опубликовал в США книгу «Подпольное Руководство по Стероидам» (The Underground Steroid Handbook). У меня она есть, издание уже 2006 года, копирайт 1989 года; могу дать почитать – прелюбопытнешая книженция.
Но еще интересней другой факт. В 1993 Duchaine опубликовал еще одну книгу – “Ultimate muscle mass” – в которой он, уже умудренный десятилетним опытом работы с гормонами в спорте, пишет: «Я полагаю, что практически 90% всех атлетов, применявших гормон роста, никакого анаболического эффекта от него не получили. В список я включаю и двух Мистеров Олимпия» [6,7]. Причина этого заявления в том, что Дюше так и не смог получить ни практического, ни научного подтверждения тому, что гормон роста как-то влияет на рост мускулатуры здорового взрослого человека.
Так что, быть может, вовсе и нет смысла, как тут некоторые предлагают, отменить все рекорды, зафиксированные с 1982 по 2004.
Ладно уж, так и быть, открою между строк секрет полишинеля: соматотропин «работает» не сам по себе, а только в связке с тестостероном [8]. Но об этом – никому не слова!
Как бы то ни было, в цивилизованных странах гормон роста добывали из трупов вплоть до конца 20-го, а в остальном мире и до начала 21 века. Лишь в 1987 он был впервые синтезирован. Трупам от этого стало чуток спокойнее, а спортсменам – значительно радостнее. Кстати, соматотропин, добываемый из трупов, и по сей день продают на черном рынке, и цена его заоблачная!
Думаю, следует отметить, что атлетов, уличенных в употреблении гормона роста, не так уж много. И далеко не все они связаны с железом. Например, тот же Бен Джонсон (Ben Johnson), или канадская спринтерша Анжела Исаенко (Angella Issajenko), которые предстали перед судом за использование соматотропина [9]. В том же списке футболист Bill Romanowski и бейсболисты Barry Bonds, Gary Sheffield, и Jason Giambi. Тут же и чемпион по спринту Tim Montgomery и пятикратная Олимпийка Marion Jones, получившая 6 месяцев тюрьмы за использование допинга [13]. Интересно, что британский гребец на каноэ четырехкратный Олимпийский чемпион сэр Matthew Pinsent признал, что покупал гормон роста через интернет, и качество продукта было весьма высоким [14].
Кстати, корпорация Pfizer Pharmaceuticals рекламировала гормон роста как «средство для продления молодости и улучшения общего состояния здоровья», за что в 2007 и была оштрафована на 35 миллионов долларов США [15].
Так почему же, вопреки утверждениям о бесполезности и даже опасности, наперекор запретам и уголовному преследованию, спортсмены все-таки используют гормон роста?
Давайте в следующей статье заглянем в глубины организма, чуток поинтересуемся нюансами физиологии.
Литература
1. Brown-Sequard CE. The effects produced in man by subcutaneous injections of a liquid obtained from the testicles of animals. Lancet. 1889;2:105-107.
2. Li CH, Apkoff H. Preparation and properties of growth hormone from human and monkey pituitary glands. Science. 1956;124:1293-1294.
3. Raben MS. Treatment of a pituitary dwarf with human growth hormone. J Clin Endocrinol Metab. 1958;18:901-903.
4. Raben MS. Growth hormone. 2. Clinical use of human growth hormone. N Engl J Med. 1962;266:82-86.
5. Hintz RL. Growth hormone: uses and abuses. BMJ. 2004;328: 907-908.
6. Duchaine D. Underground steroid handbook. Santa Monica, CA: OEM. 1982.
7. Haycock B. Growing beyond what nature intended — growth factors take us to the next level of sophistication in bodybuilding (Part III: GH, IGF-1, insulin, and thyroid to enhance anabolic effects of androgens) [serial online]. Available from: http://www.mesomorphosis.com/articles/ haycock/growth-factors-03.htm. Accessed June 03, 2011.
8. Meinhardt U, Nelson AE, Hansen JL, et al. The effects of growth hormone on body composition and physical performance in recreational athletes: a randomized trial. Ann Intern Med. 2010;152:568-577.
9. Dubin CJ. Commision of inquiry into the use of drugs and banned practices intended to increase athletic performance. Ottawa, ON: Canadian Publishing Center; 1990.
10. Kicman AT, Cowan DA. Peptide hormones and sport: misuse and detection. Br Med Bull. 1992;48:496-517.
11. Hoberman JM. Mortal engines: the science of performance and the dehumanization of sport. New York: Free Press; 1992.
12. Zorpette G. All doped up — and going for the gold. SciAm. 2000;282: 20-22.
13. Williams L, Fainaru-Wada M. Game of shadows: Barry Bonds, Balco, and the steroids scandal that rocked professional sports. New York: Gotham Books; 2006.
14. Pinsent M. HGH — the perspective of an elite rower and journalist. Growth Horm IGF Res. 2009;19:288.
15. Reuters. Pfizer to pay $35 mln in Genotropin settlements. 2007. Available from: http://www.reuters.com/article/2007/04/03/idUSW- NAS544720070403. Accessed Oct 03, 2015.